Неординарное событие не только для Ростова-на-Дону, но и в целом для Юга России состоялось в середине зимы в «Научно-практическом медицинском центре здоровья и развития личности и семьи Н. М. Турченко». Здесь в 2012 году прошли занятия первого модуля по программе «Медиация. Базовый курс». Партнеры программы – Центр системного консультирования и обучения «Синергия» (г. Санкт-Петербург) и Институт практической психологии (г. Киров). Ведущая программы Лаврова Нина Михайловна, медиатор, бизнес-тренер, коуч, руководитель направления «Медиация» ППЛ РФ, психотерапевт Европейского реестра, начиная с 1990 года занимается урегулированием семейных и организационных конфликтов.
Профессия «медиатор» – это с одной стороны новая специальность, утвержденная Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования спора с участием посредника» в 2011 году, а с другой стороны, не только в мире, но и в России давно известны ситуации разрешения споров с участием посредника. Профессиональный медиатор – это независимый посредник, который содействует достижению досудебного мирного соглашения сторон спора, облегчает судебное разбирательство спора и, главное, – оказывает помощь сторонам спора в переходе к партнерским толерантным отношениям.
Слушатели первого модуля курса с энтузиазмом отнеслись к освоению новой специальности. Все пришли по разным причинам, но объединило их одно – желание понять, что такое медиация и как можно использовать в своей практике медиативные процедуры. В начале работы каждый из участников озвучил цели, с которыми он пришел на обучение. И это очень помогало и слушателю, и группе в целом в дальнейшей работе. В рамках программы 1-го модуля «Введение в медиацию. Освоение модели компетенции медиатора» были затронуты вопросы общего понимания медиации как альтернативного метода урегулирования споров, ее значения и перспектив в нашей стране, правовые основы медиации в России и мировой опыт, проблемы освоения модели компетенции медиатора, требования к медиаторам, инструменты медиации, необходимые коммуникативные навыки и много другое.
Интересный опыт участники группы получили, осваивая с использованием деловой игры алгоритм медиации, на практике понимая, как важен правильно составленный контракт, медиативное соглашение, как важно учитывать сроки проведения медиации и досконально знать правила процедуры.
Группа собралась активная, очень зрелая, все состоявшиеся в своей профессии люди – и юристы, и адвокаты, и психологи, и психотерапевты. И тем интереснее было работать. Каждый видел свой кусочек мозаики, вносил свой вклад в обсуждение. Поэтому семинар состоялся не только как обучающий, в руках первопроходцев – формирование особенностей современной российской медиации. Например, юристы отмечали возможности для совершенствования Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования спора с участием посредника». Психологи говорили об использовании психологического инструментария в работе медиатора. При обсуждении в группе выявлялись особенности медиативной деятельности с точки зрения представителей разных профессий. Очень важным моментом было осознание стереотипов поведения, свойственных различным профессиям. Осознание того, что может помочь в новой специальности, а что будет только мешать.
Использовались разнообразные формы обучения – и ролевые игры, и деловые игры, и интерактивный тип обучения. Все участники отметили наибольшую эффективность ролевых игр, позволяющих на практике выявить многочисленные вопросы, возникающие в процессе конкретной работы у начинающего медиатора. Необходимо отметить, что, по отзывам участников, в конце первого модуля пришло не только осознание, что такое медиация, но и желание использовать ее как самостоятельный вид деятельности. Как сказала курсант Елена: «Придя на занятия по курсу «Медиация», я ставила перед собой цель приобрести новые знания и умения для освоения новой для себя профессии медиатор. Я достигла этой цели, получив теоретические знания и практический опыт». Курсант Наталья: «Осознала, что хочу заниматься медиацией как самостоятельным видом деятельности».
Многие отмечали особую творческую атмосферу, включенность в продуктивную работу всех участников группы. Как пишет один из курсантов: «Наиболее эффективными считаю ролевые игры. Широкое обсуждение происходящего членами группы значительно способствует осознанию множества особенностей медиативной деятельности». Во многих отзывах звучат слова «интересный и содержательный семинар», «информационно насыщенный тренинг», «процесс обучения организован настолько удачно, что возникло не чувство усталости, а чувство творческого подъема». Курсанты: «Совершенно не устали и готовы к следующему блоку», «испытываю желание продолжать обучение», «есть над чем работать, есть к чему стремиться».