В «Научно-практическом медицинском центре здоровья и развития личности и семьи Н. М. Турченко» прошли занятия второго модуля по программе «Медиация. Базовый курс». Слушатели курса знакомились теоретическими основами конфликтологии и технологиями медиации, а также с темой «Коммуникация в медиации».
Использовались разнообразные формы обучения – и ролевые игры, и деловые игры, и интерактивный тип обучения. Интересный опыт участники группы получили, осваивая с использованием и обсуждения, и деловой игры, и работы в мини-группах, такие сложные темы как «конфликтология», «транзактный анализ как модель коммуникации в медиативном процессе», «эмоциональный интеллект в работе медиатора», «позитивное мышления». Безусловно, медиация не может обойтись без знаний по теме «Конфликтология». Как минимум медиатор должен понимать, что такое конфликт, его структуру и динамику; в какой степени конфликтогены влияют на эскалацию конфликта и как максимум знать типологию конфликтов по особенностям провокации и направлениям урегулирования, понимать, как влияют факторы адаптивности поведения и позитивности мышления на развитие конфликта.
В режиме деловой игры курсанты придумывали медиативные ситуации и использовали в работе с медиантами активизирующие вопросы, которые вдохновляют говорящего на размышления по теме и ее дальнейшее развитие, а также учились переводить открытый конфликт в закрытый. Почему это важно? В закрытом конфликте участники пренебрегают мнением посторонних лиц, выстраивая свои отношения. Сведения о конфликте не распространяются за пределы зоны спорных сторон. Конечно, это более конструктивно для участия в процедуре медиации. Формирование и развитие открытого конфликта происходит под влиянием социума, в котором находятся стороны конфликта. Как считает ведущая курса Нина Михайловна Лаврова: «Медиатор не стремится к проникновению вглубь конфликта с выяснением полного массива разногласий. Внимание спорных сторон сосредотачивается на интеграции ожиданий».
Для многих курсантов была неожиданной необходимость на этапе заполнения карты медиации разграничить интересы и ожидания спорных сторон. Потому что интересы спорных сторон – это комплекс поведенческих мотиваций, вовлекающих спорные стороны в конфликт (где мотивация, по сути, есть программа действий по удовлетворению актуальной потребности). А ожидания спорных сторон – это уже комплекс мотиваций, отражающих стремление участников конфликта к достижению соглашения и преодолению противоречий. Нейтральная сторона (медиатор), опираясь на жизненный опыт, личностные качества и навыки общения, учитывая желание спорных сторон достичь соглашения при урегулировании конфликта, выяснив их ожидания, может соответствующим образом организовать коммуникационный процесс для содействия сторонам в принятии жизненно важных решений. И работа ведется в соответствии с ожиданиями медиантов.
Также, в режиме деловой игры происходило и дальнейшее знакомство с технологиями медиации, такими, например, как карта медиации. Безусловно, основное внимание уделялось алгоритму медиации:
- премедиация,
- медиация,
- постмедиация.
Участвуя в деловой игре, курсанты на практике знакомились с процессом правильного составления и заключения контракта, медиативного соглашения, понимали, как важно досконально знать правила процедуры медиации.
В конце семинара участники пришли к общему выводу, что медиация не может обойтись без творческих способностей медиатора и мобилизации интеллекта не только медиатора, но и спорящих сторон.